Реферат детство как культурологический феномен

    Ребенку уже не отказывали во внимании, но не разрешали самостоятельно духовно развиваться. Но появление на свет ребенка, как таковое, в семье высокого ранга предполагает большой праздник. Исследования, проводимые в его рамках, испытывают значительное влияние бихевиоризма. Детство у Лермонтова, например, представляется зыбким цветущим островком посреди пустынного моря жизни. Становление данного вида культуры обусловлено утратой взрослым авторитета в глазах ребенка, обострением конфликтов между поколениями, утратой взаимосвязей между поколений, что вынуждает ребенка ориентироваться на модель поведения сверстника. Доминирующее значение при объяснении этих явлений в этнологии детства играет бихевиористская схема "стимул-реакция" с-р.

    Эти исследования, посвященные анализу взаимоотношений родителей и детей, получили большую известность и стали в определенной степени самостоятельными. Рохнер, - это теория социализации, которая пытается объяснить и предсказать основные следствия родительского разрешения-запрещения для поведенческого, познавательного и эмоционального развития ребенка.

    Таким образом, общей задачей является изучение того, как влияют отношения родителей к ребенку на его формирование как личности в различных культурах. Своеобразным итогом рассматриваемой проблемы стала статья Р. Рохнеров "Родительское разрешение-родительский контроль: кросс-культурные культурологический феномен, опубликованная в журнале "Этнолоджи" в г. Как изучаются взаимоотношения детей и родителей? Какова общая структура кода? В указанной статье конкретно решается, как создать формализованную картину этнически обусловленного отношения детей и родителей.

    Выделяются четыре основных типа отношения к ребенку: 1 родительское понимание - теплое отношение и культурологический феномен 2 родительские враждебность и агрессия; 3 родительские индифферентность и отрицание; 4 родительский контроль.

    По частоте применения основные типы делятся на четыре рубрики: редко исключительноиногда, часто, the beginners guide почти. Это не касается родительского контроля, который подразделяется на: отсутствие контроля, слабый, следящий, ограничивающий автономию контроль.

    После формализации все полученные данные попадают в сводную таблицу. Отдельно исследуются отношения отцов и матерей к детям. В заключение анализируется количественное выражение взаимоотношений культурологический феномен детьми и родителями и сравниваются разные показатели.

    Статья Р. Рохнеров дает представление о социологическом подходе в изучении детства, являющемся соединением определенного метода конкретного исследования с попытками создания эмпирической теории, описывающей отдельный аспект развития детей в различных этнокультурных условиях.

    Но все же центральным является психологическое изучение детства, осуществляемое в соответствии с тремя типами психологической теории - с психологическим, психоаналитическим и этологическим подходами в этнологии детства. Психоаналитическое изучение детства ввиду своей разноплановости, сложности структуры, создающих значительные трудности для анализа, нами не затрагивается.

    Лишь отметим, что общим для всех подходов с психологической компонентой является вопрос о детерминантах детства, представляющий собой попытки понять механизмы и причины формирования человека различных культур. Психологический подход основан на экспериментальных исследованиях поведения детей, хотя и не сводится только к. Исследования, проводимые в его рамках, испытывают значительное влияние бихевиоризма. Это проявляется прежде детство как в выборе основного предмета изучения - различных форм приобретенных навыков, умений реферат и самого процесса научения, трактуемого максимально широко.

    Таким образом, представители этого направления акцентируют свое внимание на становлении приобретенных форм взаимодействия в процессе научения.

    Охарактеризуем психологический подход в этнологии детства.

    Педагогическая психология лекция 1 Детство, как культурологический феномен.

    Большое место в нем отводится изучению познавательной деятельности ребенка, межкультурному анализу способности к научению в интеллектуально-абстрактной, предметно-наглядной и двигательно-стереотипной форме.

    К нему тесно примыкают исследования сенсомоторного развития детей различных этносов, а также анализ особенностей памяти, внимания и других психологических характеристик человека. Важным аспектом рассматриваемого подхода является анализ генезиса и формирования специфики восприятия ребенком действительности в различных этнокультурных общностях.

    Наиболее известны особенности восприятия детьми цвета и звука, пространства предпочтение определенных геометрических формсохраняющиеся и у взрослых, что получило отражение в народном творчестве в его различных сферах. Пристальное внимание исследователей привлекает развитие эмоциональной сферы любовь и ненависть, страх и удивление, улыбка и плач детей различных культур.

    Одним из первых этнопсихологических исследований было изучение способов ухода за ребенком и влияния их на формирование личности. В х годах XX. Это предполагало изучение отношений типа мать-ребенок, родители-ребенок, незнакомые-ребенок, ребенок-ребенок.

    В качестве иллюстрации того, что представляет собой исследование, например, отношений родители-дети, затронем один из аспектов реферат детство как культурологический феномен сложного взаимодействия - значение детского плача и крика.

    Реферат национальная экономика рб99 %
    Доклад золотовалютные резервы россии40 %
    Развитие творческих способностей у дошкольников дипломная работа93 %

    Плач есть первое проявление эмоций человеческого существа, начальная фаза формирующейся коммуникативной деятельности, доминирующей в младенчестве. Крик плач младенца при рождении - в определенном смысле специфическая особенность человека. По мнению Гегеля, высшая натура человека проявляется и. Реакция на столь привычное явление, как плач ребенка, во многом определяется этнокультурными стереотипами поведения, сложившимися в той или иной общности.

    Отношение к плачущим или кричащим детям варьируется от полного игнорирования до отклика на любой призыв младенца. Исторически так сложилось, что одинаковое или сходное отношение к плачу и крику можно встретить и в традиционных обществах Африки, и в развитых странах Западной Европы.

    И наоборот, в этнических общностях, стоящих близко друг к другу в социальном развитии, могут быть диаметрально противоположные отношения к этому явлению. Плач в этнологических исследованиях определяется как реферат детство как культурологический феномен выраженная вокализация, сопровождающаяся слезами.

    Крик - это такая же вокализация, но без слез. Плач и крик относят к основным формам коммуникации в младенчестве. Доминирующее значение при объяснении этих явлений в этнологии детства играет бихевиористская схема "стимул-реакция" с-р.

    В большинстве исследований плач и крик считаются лишь ответной реакцией ребенка на внешние раздражители или свидетельством какого-либо дискомфорта.

    Часто не учитывается, что даже в младенчестве ребенок активно взаимодействует со средой. Порой ему просто скучно одному, хочется видеть родителей и "поговорить" с ними доступными ему способами. В принципе, конечно, и такую активность ребенка можно истолковать по схеме "стимул-реакция", например, нежелание быть одному как реакцию на отсутствие внешних положительных раздражителей.

    В этом случае надо выделять различные качественные типы реакций ребенка, хотя, строго говоря, схема с-р предполагает пассивное следование объекта, в данном случае ребенка, раздражителям. Исследование плача и крика в этнологии имеет многообразную направленность.

    Предметом изучения обычно являются два или более этноса при учете социально-классовой структуры общества. Реферат детство как культурологический феномен этого, важен возраст ребенка и его поведение в различных ситуациях. Например, рассматриваются период жизни от двух до одиннадцати месяцев в различных этносоциальных условиях и ряд ситуаций, в которых ребенок плачет или кричит: в отсутствии родителей, в присутствии незнакомых людей, в отсутствии людей вообще, в присутствии других детей и т.

    Все указанные этносоциокультурные аспекты исследования детского плача крика дают в совокупности целостное представление об этом явлении. Этологическое изучение детства состоит прежде всего в тщательном исследовании различных форм взаимодействий детей в реферат банковские операции понятие для них условиях и ситуациях, а не в рамках специально продуманных экспериментов.

    В отличие от бихевиористов этологи значительную роль отводят изучению наследственных стереотипов поведения у ребенка, сравнительному анализу действий детей и животных.

    Их в большей степени интересует реализация врожденных механизмов поведения и формирование на их основе культурных моделей деятельности в детстве. Специфической областью исследования для этологического подхода является изучение невербальной коммуникации, способа взаимодействия, общего для человека и животных. Некоторые другие стороны детского поведения, напротив, контролировались очень сурово. Строго ограничивалась физическая подвижность младенца.

    Официально тугое пеленание первых 4 месяцев объяснялось заботой о безопасности малыша, который, как считалось, может искривить свои нежные конечности, оторвать себе уши, выколоть глаза и т. Но вместе с тем оно избавляло взрослых от многих забот, сковывая активность ребенка. Заставляя его дольше спать и позволяя перемещать его как простой пакет.

    Освободившись от пеленок, мальчики обретали относительную свободу, зато девочки сразу же помещались в жесткие корсеты. Физические ограничения дополнялись духовным гнетом. В начале Нового времени педагогика, как и средневековая, настойчиво доказывает необходимость подавлять и реферат детство как культурологический феномен волю ребенка, видя в детском своеволии источник всех и всяческих пороков.

    По словам известного пуританского проповедника Д. В XVII веке обучение и воспитание детей постоянно сравнивали с дрессировкой лошадей, ловчих птиц и охотничьих собак, причем все это основывалось на принципе подчинения воли. Телесные наказания, жестокие порки широко применялись как в семье, так и в школе, включая университет.

    Прослеживается тенденция к созданию целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности в системе общественных отношений в ходе онтогенеза как индивидуальной истории человека и социогенеза как истории развития человечества. То, как общество воспринимает и воспитывает своих детей, по Ф. Долгое время в XIX в. Эльконин показал, что на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребление примитивных орудий. Второй период с IV в.

    В английских университетах публичной порке подвергали летних юношей. Считалось, что другого способа обучения не существует. Не менее жестко, чем учеба, контролировалась социальная активность ребенка. Дети, даже взрослые, не могли сами выбирать род занятий, не имели решающего, а часто даже совещательного голоса в выборе брачных партнеров. Покорность детей была более рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм без нравственной силы.

    Чем благочестивее был родитель, тем суровее обращался с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже. Слова почитались недостаточными, как бы убедительны они ни. Под влиянием нескольких поколений гуманистической пропаганды Гварино, Э.

    Роттердамский, Т. Элиот, Я. Коменский и др. Появляется понятие о человеческом достоинстве реферат детство как культурологический феномен, а позже реферат детство как культурологический феномен его праве на более или менее самостоятельный выбор жизненного пути. В каждом обществе и на любом этапе его развития сосуществуют разные стили и методы воспитания, в которых ясно прослеживаются многочисленные сословные, классовые, региональные, семейные и прочие вариации.

    Образ ребенка и тип отношения к нему неодинаковы в разных обществах, причем это зависит как от уровня социально-экономического развития, так и от особенностей культурного символизма.

    Исследования ученых в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи того времени встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи.

    Реферат детство как культурологический феномен 1511

    Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. В средневековой литературе Западной Европы ребенок занимал место бедняка или даже зачумленного. Такова была воля церкви.

    Сочинения средневековых клириков напоминают, что ребенок - существо, которого следует во всем остерегаться, так как он может быть вместилищем темных сил.

    • Особенности префигуративной культуры.
    • Кон выделяет три автономных аспекта:.
    • Другой подход, более распространенный и более обоснованный, рассматривает детство как форму усвоения культурных стереотипов, подчеркивая существенную роль внешних воздействий.
    • Эта позиция в интерпретации детства как культурного феномена получила название "эмпиризм".

    Новорожденный еще принадлежит к низшему миру, ему только предстоит родиться для жизни духа. Он несет проклятье, нависшее над человеком, изгнанным из рая, он платит за грехи взрослых. По отношению к нему используются презрительные, а то и бранные выражения. Даже крещение не уничтожает факта первородного греха.

    В литературе классицизма детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как классицизм реферат детство как культурологический феномен всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает как возрастное уклонение от нормы не-зрелостьтак же как сумасшествие - психическое отклонение от нормы не-разумие. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает Ф. Ариес, служит появление в XVI веке портретов умерших детей, смерть которых переживалась теперь как действительно невосполнимая утрата.

    Важным символом изменения отношения к детству служит, по мнению Ф.

    Детство как культурный феномен

    Ариеса, одежда. В Средние века как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличавшийся от одежды взрослого, соответствующего социального положения. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте от 2 до 4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф.

    Она поступила на службу установленным порядкам, общественному образованию, полиции. Единство проявлений культуры и жизнедеятельности этноса Взаимодействие культуры и личности. Отношение к незнакомым людям и эмоциональная реакция на них тесно связаны с проблемой коммуникации и коммуникабельности, то есть вхождения в группу людей, налаживания связей с отдельным человеком. Педагогический образ эпохи - лепка характера из податливого материала.

    Ариес выделяет 3 тенденции в эволюции детской одежды:. Как подчеркивает Ф. Ариес, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе - теперь они начинают занимать важное место в жизни взрослых.

    Реферат детство как культурологический феномен 6377

    У просветителей намечается интерес к детству, но, скорее, прозаический, воспитательный, чем поэтический. Это проявляется в возникновении специальной детской литературы, преследующей назидательные, дидактические цели.

    Реферат детство как культурологический феномен детство, отрочество и юность для просветителей - еще не самоценные этапы жизни, а только подготовка к ней, имеющая главным образом служебное значение. Эпштейн и Е. Все романтические поэты воспевают ребенка. Об этом же пишет и И. Романисты XIX века стремятся поместить ребенка в его социальное окружение и драматизировать его участь. Он - жертва общества Ж. В качестве вывода можно обратиться к словам И. Кона, который говорит о том, что культ идеализированного детства не содержал в себе интереса к психологии подлинного ребенка.

    Объективное изучение детства даже показалось бы романтику кощунственным, а повзросление выглядело, скорее, потерей, чем приобретением. Постулировав существование и самоценность мира Детства, романтизм идеализировал его, превратив ребенка в миф, который последующим поколениям предстояло исследовать и тем самым развенчивать. Повествуя об образах Детства в художественной литературе и искусстве нового времени, И. Кон отмечает, что они меняются и развиваются.

    [TRANSLIT]

    В реалистическом романе годов, особенно у Диккенса, появляются образы бедных обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и, особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. В статье М. Эпштейна и Е. Юкиной интересно прослеживаются образы детства в России, которые наделяются реферат детство как культурологический феномен значимостью.

    Детство у Лермонтова, например, представляется зыбким цветущим островком посреди пустынного моря жизни. Душевное постарение у него опережает физический возраст, и это трагическое несоответствие требует порыва назад, в утраченную гармонию детства. У Пушкина же душевное расположение каждого возраста соответствует его физическому состоянию, детство, как и старость, есть просто момент в круговороте времен.

    Авторы статьи пишут, что интерес к детству отчетливее всего выражен у русских писателей, которые наиболее преданы идее старины, почвы, патриархального уклада Аксаков, Достоевский, Толстой, Бунин и др.

    Юкина в детских образах у Толстого отмечают, что он первый в русской литературе показал текучее, незастывающее вещество души, обнажил вечно детское, неготовое, что в глубине своей сохраняет всякий человек. В нем абсолютнее, чем во взрослом, выражены полюса человеческой нравственности - божественное и сатанинское. Высший идеал Достоевского - это взрослый, сохранивший в себе черты детской невинности, непосредственности, но прибавивший к ним опыт нравственного сознания.

    Исследуя тему детства в Западном искусстве XX века, Реферат детство как культурологический феномен. Юкина указывают на популярный мотив дегуманизации детства как некой чужеродной и даже враждебной человечеству инопланетной цивилизации рассказы Р.

    Детство у Э. Тема детства в определенной западной культуре, констатируют М. Юкина, прошла путь от романтической умиленности к мистическому страху и трепету, от идиллии к фильмам ужасов. Юкиной интересно сопоставляются детские образы Аксакова и Толстого, Диккенса и М. Дольто подчеркивает, что твеновский герой - первые симптомы того, что произошло открытие ребенка как такового, ребенка как человека, пытающегося приобщиться к жизни посредством своего собственного опыта.

    По мнению М. Юкиной, тема детства в советской литературе изначально была наделена особым художественным и нравственным значением, ребенок стал одним из главных положительных героев. Образ сиротства у М. Шолохова символизирует коллизии в судьбах целой страны; история, вторгаясь в жизни людей, отчуждает их от почвы, в которую они веками были укоренены, от земли, от семьи.

    [TRANSLIT]

    Беспризорников А. Макаренко исторические коллизии выбросили из семейных гнезд на каменные мостовые. Макаренко показал другой путь - заменить разорванные связи человека со своим прошлым связями в коллективе сверстников.

    Прослеживая тему детства, авторы пишут, что в года в произведениях Пришвина, Паустовского возникает иной образ детства, скорее сентиментальный, чем героический. Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24 Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

    Прочитать как работает сервис. Детство как культурный феномен. Особенности взаимосвязей между поколениями. Особенности постфигуративной культуры.

    Особенности конфигуративной культуры.

    Ваш IP-адрес заблокирован.

    реферат детство как культурологический феномен Особенности префигуративной культуры. Особенности взаимосвязей между поколениями В современной научной литературе выделяют три основные формы культуры, отражающие различное понимание феномена детства: Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе. Определение 1. Лень читать? Задать вопрос. Определение 2. История возникновения понятие и содержание современной культуры как феномена человеческого общества.

    Отличительные черты материальной и духовной культуры, их значимость. Характеристика общения, речи и выражения чувств как проявлений культуры человека. Сущность и роль социологии культуры. Изучение культуры как противоположности биологическому, природному, структурированному и материальному.

    Особенности культуры высокой и популярной. Основные подходы к изучению культуры в социологии. Типология культур. Особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление.

    Взгляды мыслителей на феномен массовой культуры. Развитие тотальности и экспансивности массовой культуры с середины 20 века. Понятие культуры в культурно-философской концепции Гердера. Роль и место культуры в деятельности человека. Анализ деятельной сущности человека в культурологическом аспекте.