Реферат воображаемая логика васильева

    Подобное мировосприятие определенной части русской художественной интеллигенции имело свою социальную подоплеку. Лобачевского в геометрии: идеи Лобачевского положили начало неевклидовой — и в этом плане неклассической — геометрии, а идеи Васильева лежат у истоков неаристотелевой — и в этом плане также неклассической — логики. Одно время Н. В г. Пушкин писал в своей "Родословной". Брюсов летом г. В конце марта г.

    Главные сочинения: реферат воображаемая логика васильева частных суждениях, о треугольнике реферат воображаемая логика васильева, о законе исключенного четвертого", "Логика и металогика", "Логический и исторический методы в этике", "Лекции по психологии", "Воображаемая логика". Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.

    Мультипортал KM. По этой причине занятия логикой откладываются на следующий год. Резко очерченные мысли классиков начинают сменяться более мягкими и неопределенными. Общей стратегической целью своих занятий Н.

    Достижению этой цели, по сути дела, подчинена вся научная жизнь Васильева, а его логические изыскания несут на себе глубокий отпечаток, вызванный его программной установкой.

    Несмотря на довольно значительный философский подтекст, исследования Н. Васильева в данный период тяготеют к области психологии. В них освещается широкий круг психологических проблем сквозь призму философского подхода к предмету и методам этой науки. Васильев отстаивает понимание статуса психологии как частной науки, по своим методам наблюдение, опыт и т. Психология, — убежден Н.

    Реферат воображаемая логика васильева 310424

    Поскольку психология должна стоять в одном ряду с другими естественными науками, то математика может и должна с успехом прилагаться и к. Критикуя главные психологические направления, Н. Так, психология Джемса есть психология максимального единства сознания, психология Вундта—психология внимания, ассоциативная психология исходит из закона памяти, а эмпириокритическая преувеличивает закон психического неравновесия.

    В связи с оценкой достоинств и недостатков ведущих психологических направлений Васильев высказывает свои суждения о путях достижения истинного знания. Васильев резко критикует вульгарно-материалистическое понимание сознания К. Воззрения, свойственные К. Мозг реферат воображаемая логика васильева материя, а сознание не есть материя.

    Материализм и эмпириокритицизм. Таким образом, можно заключить, что хотя Васильев, как и было принято в то время среди естествоиспытателей, отождествлял материю как объективную реальность с вещественной ее формой, тем не менее осознавал принципиальное различие между вне и независимо от человека существующим миром и сознанием, которое нематериально по своей природе и которое должно быть осмыслено сквозь призму идеального.

    Он просит жену встретить его в Нижнем Новгороде, сократив тем самым время их разлуки, но Николай Александрович оговаривает, что реализация этого проекта зависит от того, прекратится ли эпидемия холеры. Год спустя у Николая появился брат Сергей, двумя годами позже — сестра Анна, а тремя — сестра Елена. Поэтому если бы существовал в каком-нибудь мире иной источник отрицательных суждений, помимо несовместимости, тогда для логики этого мира потерял бы свою силу закон противоречия в его 2-м виде. Подобно тому, замечал Ивановский, как Лобачевский вскрыл эмпирическое происхождение геометрических аксиом, которые интерпретируются ныне как далеко идущее обобщение опытных данных, так и исследования Н. Одно время Н.

    Несмотря на то что Н. Васильев в своей стихийно сложившейся мировоззренческой поэзии придерживался точки зрения материализма и настаивал на признании объективно-реального мира, порой им допускались терминологические небрежности, неточности, но это случалось достаточно редко.

    Надо полагать, что причину этой неточности необходимо искать в широком распространении новомодной терминологии из эмнириокритического и вообще из популярного в тот период субъективноидеалистического арсенала, против которого боролись сторонники марксизма. Этим неточностям также способствовало довольно-таки узкое и упрощенное истолкование сущности материализма как философского направления, что, впрочем, реферат ли не повсеместно наблюдалось в академических кругах того времени.

    Материализм обычно реферат воображаемая логика васильева с одной из своих форм в рамках метафизического метода, у Васильева — чаще всего с вульгарным материализмом. Нельзя из движения бездушных атомов вывести безграничное разнообразие субъективности, нельзя из абсолютно разобщенных атомов понять единство сознания.

    Употребляя изредка некоторые выражения воображаемая словаря субъективных идеалистов-эмпириокритиков, Н. Васильев тем не менее отчетливо видит философскую реферат воображаемая логика васильева взглядов последних. Васильев анализирует широкий спектр философских по своей сути вопросов, которые вместе с тем представляют принципиальный интерес и для психологии. Так, он критически осмысливает статус пространства и времени в философии Декарта, Лейбница, Канта, в учении Ньютона.

    Особенно тщательно он разбирает концепцию Канта. Васильев специально останавливается на обсуждении теорий о природе восприятия внешнего мира Юма и Шопенгауэра. Отношение к немецкому философу-идеалисту здесь явно критическое: подмечается васильева факт, что Шопенгауэр в теории познания являлся последователем и даже подражателем Канта, заимствовал его учение об априорных формах сознания. Васильев опровергает решение Шопенгауэром вопроса о путях построения интеллектом из разрозненных субъективных ощущений образа объективного внешнего мира [21.

    Здесь также критически переосмысливаются позиции многих видных философов — Декарта, Лейбница, Спинозы, Геффдинга, вскрываются недостатки и внутренние противоречия теории психофизиологического параллелизма. Васильева уже целиком и полностью переносятся в область философии и логики, надолго — почти на десять с лишним лет — вытеснив интересы к реферат мировое образовательное пространство проблемам.

    Только в х годах, в период реорганизации историко-филологического факультета Казанского университета, уже будучи профессором, Н. Васильев, как говорилось выше, намеревается вернуться к исследованиям в области психологии и читает психологические курсы.

    Логика психологией позволили Н.

    Николай Александрович Васильев (1880—1940) (fb2)

    Осознание этого обстоятельства имело решающее значение для анализа Николаем Александровичем в последующем аристотелевой логики с точки зрения выявления в ней законов двух типов: во-первых, законов, имеющих безусловно эмпирическое происхождение, и, во-вторых, сугубо рациональных законов.

    Совсем не случайно позже в Камско-Волжской речи от 19 января г. Ивановский окрестил Н. Этап подготовительной работы, который Реферат воображаемая логика васильева. Васильев связывал с психологией, позади. Согласно программе занятий и исследований, на очереди логика и философия.

    Летом г. Николай Александрович выехал на несколько месяцев в Германию с целью совершенствоваться реферат воображаемая логика васильева этих науках.

    Из Германии Н. Однако работа его протекает на фоне тревожных мыслей: Николая Александровича сильно беспокоит эпидемия холеры в Поволжье, о которой он узнал из писем от родных, судьба жены и младенца-сына. Но он гнал от себя это желание, поскольку в случае немедленного возвращения домой его поездка за границу оказалась бы бесплодной. Успешная работа, приближение к реализации грандиозных замыслов, приобретение уверенности в собственных силах и идеях доставляли между тем удовлетворение.

    Полный решимости осуществить задуманные планы, Н. Впрочем, подмечает ученый, Берлин этим вполне похож на все большие европейские города. К Берлину Н. В другом письме Н. Этим городом был Гейдельберг, в котором с 31 августа по 5 сентября г.

    3189660

    Он просит жену встретить его в Нижнем Новгороде, сократив тем самым время их разлуки, но Николай Александрович оговаривает, что реализация этого проекта зависит от того, прекратится ли эпидемия холеры. Вернувшись в Казань, Н. Васильев подробно излагает тема диссертации по психиатрии Третьего Международного философского конгресса, события и дискуссии описывает в целом беспристрастно, пытаясь представить как можно более полную и объективную картину его работы [6].

    Такая оценка отвечала представлению Н. Васильева о сущности философского знания. Единственное, пожалуй, исключение из общей скучной картины конгресса составляла дискуссия о прагматизме. Излагая эту дискуссию, Васильев дает свою собственную оценку прагматизму и как бы продолжает спор.

    По мнению Васильева, в прагматизме прослеживаются самые разнообразные тенденции развития европейской мысли. Одна из таких тенденций обусловлена традиционным эмпиризмом и позитивизмом английской философской мысли, вернувшейся от философии Гегеля и Канта к философии Юма.

    В прагматизме легко разглядеть и элементы, обязанные влиянию пышно расцветшего в XIX. Наконец, по мнению Васильева, на содержании прагматизма оставила известный отпечаток шотландская школа здравого смысла.

    Васильев, — нельзя не признать. В нем отразился весь практический дух XIX века, все небывалое развитие опытной науки и техники, ускоренная эволюция человеческих обществ и обостренная борьба за существование среди них, капитализм и психика больших городов.

    Прагматизм — это техника, которая объявила себя философией, и при этом единственной философией. В прагматизме пропадает, стирается разница между ретортой реферат воображаемая логика васильева наукой, между инструментом и мыслью. Ведь и то и другое лишь рабочие принадлежности. В Германии Н. Васильев имел возможность общаться с рядом ученых, так или иначе близких к логике или занимающихся логикой, в частности с жившим в Берлине русским логиком Г. Ительсон интересовался общими вопросами логики, ее предметом и отношением к другим наукам [6.

    Кроме того, он изучал математическую логику и независимо от А. Лаланда и Л. Кутюра предложил для математической логики название логистика. Однажды во время игры в шахматы с Ительсоном Николаю Александровичу, долгое время размышлявшему о природе законов мысли и усиленно обдумывавшему этот вопрос накануне, пришла идея, впоследствии положенная в фундамент воображаемой логики [36]. Собственно понятие воображаемой логики Н. Васильев еще тогда не сформулировал это произойдет в реферат воображаемая логика васильева гг.

    Таким образом, переход к новому этапу в программе самообразования и исследований от психологии к логике осуществлялся согласно глубоким внутренним мотивам, он, этот переход, вызрел в процессе интенсивной интеллектуальной работы, явился закономерной стадией в эволюции мировоззрения и научных интересов ученого.

    Кант охарактеризовал положение современной ему логики словами, что логика со времени Аристотеля не сделала ни одного шага вперед и что она, реферат воображаемая логика васильева всей видимости, кажется наукой вполне законченной [60. Так произошло и с кантовской оценкой формальной логики. Васильев, — способствовал опровержению своего взгляда на логику.

    Ретроспективно окидывая взглядом это движение, Н. Васильев в качестве его основных вех отмечает диалектическую логику Гегеля, индуктивную логику Дж. Милля и его критику аристотелевской силлогистики, критику X. Зигвартом классического учения о модальности суждения и, наконец, разработку математической логики в трудах Дж.

    Буля, Э. Шредера, П. Порецкого, Дж. Пеано, Г.

    • Ноинский, А.
    • Дальше идти в поэзии тем же путем, каким он шел, уже нельзя.
    • Смирнов считает акцидентальные суждения относящимися то к фактам, то к понятиям и обвиняет в смешении Васильева тогда как сам Васильев относил их только к понятиям ; он обвиняет Васильева в отождествлении суждений о понятии с правилами, но затем, напротив, — в разграничении суждений о понятии от правил.
    • Васильев начинает изложение своей концепции с констатации того, что уже в логике ХIХ в.
    • Видный русский логик Н.
    • К их числу Н.
    • Васильев выпустил первое издание лекций по психологии для слушательниц курсов.

    Фреге, Б. Рассела [14. Будучи прекрасно осведомленным об истории и современном состоянии логики, Н. В сочинениях Васильева не только упоминаются, но и анализируются, критически оцениваются работы и многих других логиков — А. Пуанкаре и Л. Кутюра, Д. Гильберта и Васильева. Джевонса и Дж. Венна, Ч. Пирса и У. Гамильтона и т. Васильев видел, что прорыв узкого горизонта традиционной, аристотелевой формальной логики шел по ряду направлений.

    Во-первых, один из основополагающих законов формальной логики — закон противоречия, требующий отсутствия в последовательном рассуждении утверждения и его отрицания одновременно, т. Среди них Н. Васильев называет Н. Кузанского, И. Гамана, Гегеля, Ю. Мейнонга [14. Остроумной критике подверг закон противоречия и выдающийся польский логик Я. Глубоко и метко критикуя закон противоречия, Я.

    Лукасевич, очевидно, не предпринимал в период выхода указанных публикаций попыток построить логику, свободную от закона противоречия. Свою критику он не подкреплял логической конструкцией, даже в какой-то мере замещавшей ту, к которой предъявлялись претензии или которая исходила бы из альтернативных критикуемым васильева. Закон исключенного третьего вообще в г.

    Только в г. Лукасевич предложил трехвалентную логику, оперирующую тремя значениями истинности и в этом плане идущую дальше логики Аристотеля.

    Во-вторых, дедуктивному методу аристотелевой логики противопоставлялся индуктивный метод в работах Ф. Бэкона и Дж. Классическое учение о модальности суждений развивалось X. Зигвартом и Дж. Однако самый мощный натиск традиционная формальная логика испытывала со стороны процесса математизации логики, создания математической логики подробнее см. Осуществляя перевод логики на рельсы математических методов и, в частности, проводя алгебраизацию логика, ученые реконструировали древнюю науку в плане придания реферат земельные под ижс васильева, точности, универсальности, т.

    Тем самым логика качественно обновилась, можно даже сказать — родилась второй раз, приняв новую форму. Процесс математизации науки не случайно начался с логики, ибо логика — самый близкий сосед математики в здании науки. Возникновение неаристотелевой логики подготавливалось всеми обозначенными выше направлениями, но прежде всего это происходило в рамках математической логики.

    Представление о неаристотелевой логике в начале XX. Типичны следующие рассуждения о перспективах открытия неаристотелевой логики из работы П. Если постулировано, что человек смертен и Кай — человек, то с необходимостью следует заключение, что Кай смертен. В противном случае это уже не человек, а бессмертное существо, что нарушает закон противоречия. Между тем можно вообразить сказочный мир, который в своей основе закономерен, и в нем не нарушается правило закон противоречия.

    Чисто формальные правила аристотелевой логики также сохраняются. Мельница, так сказать, прежняя, а зерно, поступающее на жернова, новое. Создание такой логики безусловно явится исключительным научным открытием, на которое еще не получен патент.

    Кару с приводит письма видного логика и философа, предшественника прагматизма Ч. Пирса, касающиеся этого жгучего вопроса. К сожалению, Пирс не уточняет конкретных деталей, в данном случае весьма важных. Принятие такой гипотезы, по его мнению, дает вид неаристотелевой логики. В другом письме Пирс пытается пояснить, что он вовсе не исключает продолжение некогда начатых исследований по неаристотелевой логике, по меньшей мере способных привлечь внимание к тем особенностям логики, которые, возможно, до сих пор находятся вне поля зрения.

    Из этого письма легко установить, что построение неаристотелевой логики связывалось Пирсом с модификацией закона транзитивности. Карус не соглашается с такой постановкой вопроса, подчеркивает, что Пирс понимает под аристотелевой и неаристотелевой логикой нечто отличное от того, что понимается под ними обычно. Кроме того, транзитивность не является правилом аристотелевой логики и никак не может считаться ее центральным положением. Поэтому в контексте размышлений П.

    Каруса модификация или даже отказ от закона транзитивности не может стать отправным пунктом разработки неаристотелевой логики. Путь к неаристотелевой логике только еще предстоит проложить. Открытие радия поколебало законы физики, но открытие неаристотелевой логики превзойдет все эти достижения. Несмотря на то что по вполне понятным причинам представление о неаристотелевой логике было на рубеже XIX—XX вв. Тем не менее появление осевых идей неаристотелевой логики и путь к признанию их научного статуса оказались сложнее, противоречивее, чем все это рисовалось в сознании тех, кого привлекали горизонты новой логики и кто, приближая ее создание, реферат воображаемая логика васильева, пытался заглянуть в будущее, — тех ученых, реферат воображаемая логика васильева имена вписаны в ее предысторию.

    Реальная история неаристотелевой логики начинает свой отсчет с 18 мая реферат воображаемая логика васильева. Уже сама постановка этого вопроса Н. Копнин [65. Дата рождения новой логики оказалась точно и надежно зафиксированной в истории науки благодаря реферат, что пробная лекция, предшествующая зачислению Н. Реферативное изложение этой статьи приведено в обоих последующих обширных публикациях, развивающих авторскую концепцию [12.

    Титульный лист работы Н. Первая логическая публикация Н. Васильева главным образом посвящена изложению формального аспекта создаваемой им теории, закладке ее фундамента. Сосредоточение в первой статье на формальном аспекте, по-видимому, можно объяснить горячим желанием автора качественно новой идеи в логике скорее исследовать ее следствия. Не исключено, впрочем, что содержательное осмысление логических построений просто не умещалось в рамки допустимого объема статьи. Васильев начинает изложение своей концепции с констатации того, что уже в логике XIX.

    Эта оппозиция вместе с тем не идет до решительного отрицания принятого деления, теснота которого ощущалась многими видными логиками. Все попытки усовершенствовать традиционное деление выливались лишь в придание ему новой формы. Камень преткновения между тем, воображаемая Н. Васильеву, лежит в истолковании частных суждений.

    Одно утверждение исключает другое. Поэтому неопределенное суждение отражает не более чем субъективное колебание между общим и частным суждениями, невозможность осуществить выбор между двумя гипотезами, выраженными в форме общего и частного суждений, и не может быть поставлено в одну линию с. Неопределенные суждения задают научную проблему, но не фигурируют в качестве ее решения.

    Реферат воображаемая логика васильева 8416

    Неопределенные суждения являются проблематическими. Логика васильева и частноотрицательное суждения они обозначаются соответственно I и О графически представляются одной диаграммой, т.

    При этом первое обращает наше внимание на заштрихованную часть S, а второе — на незаштрихованную часть S. Это не два разных суждения, воображаемая одно, которое имеет утвердительную и отрицательную формы. Нетрудно найти для частного суждений такую форму, рассуждает Васильев, в которой бы и I и О выражались бы в явном виде. Таким образом получена дизъюнктивная форма частного суждения, которая может быть скоординирована с общеутвердительными и общеотрицательными суждениями обозначаются соответственно A и E.

    Она фактически означает, что предикат Р для субъекта S есть нечто случайное, что он может быть, может и не быть у любого из S. По этой причине частное суждение правильнее называть акцидентальным или так называемым частным, ибо в действительности оно общее. Его можно обозначить буквой М. Надо реферат воображаемая логика васильева акцидентальное и проблематическое суждения. Внешне они схожи, но акцидентальное суждение не отражает колебания между двумя гипотезами, не заключает в себя двух противоречащих утверждений, а есть вполне законченное знание о том, что предикат Р не исключается, но и не требуется природой субъекта S.

    Нет частных суждений. Два неопределенно-числовых суждения, синтезируясь в уме, дают новое — акцидентальное — суждение. Это, по сути дела, индуктивный процесс перехода от факта к правилу, от конкретного к абстрактному. Понимание индукции как перехода от частного к общему, по Васильеву, неточно и было выработано логиками под гипнотическим воздействием науки XIX.

    Логика васильева эмпирической науки, бесконечные скопища отдельных фактов, к которым якобы сводится наука, — по словам Н. Васильева, — внушили и логикам мысль, что частное есть первоначальная форма нашего знания. Может быть, самый замечательный логик прошлого столетия Дж.

    В реальности же эмпирическое знание состоит из суждений о фактах, представляющих собой единичные суждения, и их правил, которые все общие. Рациональное неэмпирическое знание всецело состоит из правил, т.

    Пример математики, по мнению Васильева, особенно отчетливо демонстрирует непригодность частного суждения в его традиционной форме для целей научного познания, реферат воображаемая логика васильева. Ни алгебра, ни анализ, ни геометрия не знают частных суждений и частного знания.

    Согласно учению традиционной логики, противные суждения могут быть оба ложными, но не могут быть оба истиннымрг; противоречащие суждения не могут быть оба истинными, но и не могут быть оба реферат по биологии первая травмах подпротивные суждения могут быть оба истинными, но не могут быть оба ложными; из истинности подчиняющего суждения А, Е следует истинность подчиненного но не обратноа из ложности подчиненного I, О следует ложность подчиняющего.

    Васильев выражает удивление, что эти правила почему-то ни у кого не вызывают сомнения, хотя для суждений о понятиях верно только первое, остальные неверны. Например, правило относительно противоречащих суждений. Конечно, ясно, что они не могут быть оба истинными, но они также могут быть оба и реферат контроль за. Кроме того, между I и О нет никакой противоположности: реферат слиты в одном суждении М.

    В этом случае остальные пары противоположностей А, Е; А, М; Е, М подчинены одному-единственному правилу: оба суждения не могут быть истинными, но могут быть оба ложными. Для суждений о фактах остается справедливым закон исключенного третьего; для суждений о понятиях же необходим закон исключенного четвертого, поскольку ложность двух суждений в треугольнике влечет истинность третьего.

    Вообще закон исключенного третьего чаще других логических законов подвергался обсуждению и вызывал наиболее резкие разногласия. Любой предикат может трояко относиться к любому субъекту понятию : либо он для него необходим тогда получается утвердительное суждениелибо невозможен отрицательное суждениелибо же возможен акцидентальное суждение.

    Закон исключенного третьего применим только к фактам, реальности. Брошюра статья Н. В ней в достаточно компактном виде содержатся многие ключевые положения неаристотелевой логики Н.

    Васильева — деление суждений на суждения о понятиях и о фактах, причем каждый вид деления подчиняется особой логике: в первом случае имеет место закон исключенного четвертого, а во втором — закон исключенного третьего; новое понимание частных суждений, которое также предполагает их отличную от традиционной классификацию.

    Первая логическая публикация Васильева не осталась незамеченной научной общественностью. Так, С. Гессен замечает, что требование реформы традиционной формальной логики стало почти что тривиальностью, но никто кроме X. Заслуга Н. Пересказывая ход рассуждений, рецензент отдает должное остроумным аргументам и доказательствам автора, но упрекает его за то, что, несмотря на постановку новой логикой важных философских проблем, последние не получают в брошюре сколько-нибудь развернутого освещения.

    В последующих работах Н. Васильев, как мы увидим, уделял большое внимание философской стороне разрабатываемой им логики.

    Реферат отек квинке неотложная помощьДоклад по адвокатской деятельности
    Курсовая работа формирование фонда оплаты труда на предприятииКурсовая работа политическая метафора
    Отчет по производственной практике на предприятии юристКровотечения в акушерстве и гинекологии реферат
    Измерительная техника контрольная работаДипломные работы темы по гражданскому праву
    Страховое мошенничество курсовая работаРеферат на тему вера в бога

    Наряду с положительным отзывом на статью брошюру Н. Васильева появился отзыв иного рода [90]. Характер возражений рецензента К. Смирнова недвусмысленно говорит о том, что он не вник, не понял аргументации Васильева и потому превратно истолковал большинство положений его работы. Васильев убедительно показывает, что в своей критике рецензент исходит из неверного понимания его идей, вольно обращается с ними, нередко искажая их действительный смысл и впадая в противоречие с собственными же утверждениями.

    Так, К. Смирнов считает акцидентальные суждения относящимися то к фактам, то к понятиям и обвиняет в смешении Васильева тогда как сам Васильев относил их только к понятиям ; он обвиняет Васильева в отождествлении суждений о понятии с правилами, но затем, напротив, — в разграничении суждений о понятии от правил. Или, например, К. Смирнов критикует Васильева за высказывание, которое настолько вольно преобразовано рецензентом, что он начинает воевать с созданием собственной фантазии.

    Видный русский логик Н. Лапшин считал, что Н. При характеристике первой логической статьи Н. Васильева нельзя не сказать о следующем, пока не нашедшем должного объяснения факте. Ссылок в статье С. Гинзберга на указанную работу казанского автора не имеется.

    Статья очень короткая, и поэтому трудно делать какие-либо выводы о факте совпадения, но сам факт достаточно удивителен. Тем более что, насколько известно, дальнейших публикаций С. Гинзберга, продолжающих тему критики традиционного понимания частных суждений, не последовало см. Во второй половине г. Васильев упорно работает над развитием идей неаристотелевой логики.

    О том, насколько интенсивно шла эта работа и каков был прогресс, можно судить по степени изменения — обобщения, усовершенствования и углубления — тех положений, которые были высказаны в его первой статье по воображаемой логике.

    Было введено понятие воображаемой логики, развита концепция множественности логических систем, критика основных законов формальной логики распространена на закон противоречия и т. Пробная лекция 18 мая г. Возможность сделать обстоятельный доклад о далеко реферат воображаемая логика васильева вперед исследованиях представилась 13 января г.

    Современники Васильева вспоминали, что заседания Казанского физико-математического общества, как правило, собирали весьма узкий круг заинтересованных членов общества.

    Но 13 января г. Лобачевский открыл неевклидову геометрию. Как известно, Лобачевский отверг знаменитый пятый постулат Евклида и реферат воображаемая логика васильева геометрию без этого постулата, причем в результате получилась внутренне непротиворечивая геометрическая система.

    Васильев предпринял аналогичную попытку отбросить один из основных законов аристотелевой логики — закон противоречия, всегда реферат воображаемая логика васильева за своего рода аксиому. С одной стороны, говорил Н.

    Васильев в докладе, закон противоречия есть логическая тавтология, но с другой — он обладает глубоким смыслом как эмпирическое обобщение. Действительно, в нашем повседневном опыте мы привыкли различать противоположные утверждения. Закон противоречия реферат воображаемая логика васильева закрепляет несовместимость утверждения и отрицания для одного и того же объекта в один и тот же момент тех или иных признаков.

    Если отбросить закон противоречия, то наряду с утвердительными и отрицательными по качеству суждениями становится возможным ввести еще один, отличный от упомянутых, вид суждения, который Васильев назвал индифферентным неопределенным. Для логики, которая оперировала бы тремя видами суждений, нужен уже не закон исключенного третьего, а закон исключенного четвертого. В том случае, если представить себе выполнимость еще какого-нибудь варианта отношения между субъектом и предикатом суждения, то можно получить логику с четырьмя качественно различными видами суждений, а в этой логике будет иметь силу уже закон исключенного пятого.

    Таким образом, делал заключение Васильев, возможны логики двух, трех, четырех и т. В своем докладе Николай Александрович обсуждал и особенности воображаемого мира, в котором в отличие от того мира, к которому мы привыкли, действует логика не двух, а трех измерений. Все это вылилось в оживленные, затянувшиеся почти до полночи прения, в которых приняли участие Д. Зейлигер председательствовавший на собранииВ. Ивановский, А.

    Васильев, А.

    Реферат воображаемая логика васильева 4068

    Котельников, М. При этой формулировке дело идет не о суждениях, а о вещах, и поэтому нетрудно вскрыть эмпирическую основу этого второго вида закона противоречия. В самом деле, что значит отрицание, что значит отрицательное суждение?

    Лекция "Профессор Н.А. Васильев и его воображаемая логика" / В.А. Бажанов / 11.11.2017

    Что значит: я отрицаю у предмета какой-нибудь признак, например красный? Это значит, что я нашел у этого предмета какой-нибудь другой признак белыйкоторый несовместим с признаком "красный". Таким образом, отрицание всегда выражает несовместимость двух признаков. Закон противоречия высказывает несовместимость утверждения и отрицания. А две вещи мы называем утверждением и отрицанием, когда они несовместимы друг с другом.

    Поэтому закон реферат воображаемая логика васильева есть тавтология, он заключается уже в определении отрицания. Но закон противоречия является определением реальным, он предполагает существование определяемой вещи, реальность отрицания - факт существования несовместимых предикатов. В законе противоречия суммируется громадная масса фактических обобщений из опыта: красное не может быть синим, обезьяна не может быть человеком, движение не может быть покоем.

    Если бы все предикаты были совместимы и ни один не исключал бы других, тогда логика приобрела бы совершенно иной характер. Поэтому если бы существовал в каком-нибудь мире иной источник отрицательных суждений, помимо несовместимости, тогда для логики этого мира потерял бы свою силу закон противоречия в его 2-м виде.

    Тогда отрицание перестало бы быть по определению тем, что несовместимо с утверждением, и могло бы быть совместимо с. Так, в добавление к утвердительным и отрицательным модусам 1-й фигуры мы имели бы индифферентный. Если бы мы знали, что все М суть Р и non-Р зараз большая посылка и знали бы, что S есть М малая посылкато мы могли бы отсюда заключить, что S есть Р и non-Р зараз.

    Таким путем мы могли бы построить логику, свободную от 2-го вида закона противоречия,: частью сходную, частью различную с нашей логикой. Так, в этой новой логике исчезает вторая фигура силлогизма, которая действительна для нашей логики, но зато появляется новое явление - параллелограмм предикатов. Эта логика постоянно нарушает 2-й вид закона противоречия, постоянно высказывает совместные утверждения и отрицания, то есть постоянно нарушает эмпирический закон нашего мира, но никогда не нарушает 1-го вида закона противоречия, никогда не объявляет одного и того же суждения зараз истинным и ложным, то есть никогда не нарушает закона мысли.

    Поэтому такая логика представляет из себя связную и стройную систему мысли, которая нарушает законы окружающей нас реальности, а не законы нашей мысли. Существуют поразительные аналогии между неевклидовой геометрией и этой воображаемой неаристотелевой логикой. Геометрия Лобачевского, отбросив 5-й постулат, вместо двух видов линий пересекающихся и параллельных получает их 3 вида. Если отбросить этот закон, то наряду с утвердительными и отрицательными суждениями становится возможным ввести еще один, отличный от упомянутых, вид суждения, который Васильев реферат воображаемая логика васильева индифферентным [4].

    Для логики, которая оперировала бы тремя видами суждений, нужен уже не закон исключенного третьего, а закон исключенного четвертого. По мере "усложнения" устройства "воображаемых" миров, усложняется и васильева, которая может быть не только двух "измерений" как аристотелевано, вообще говоря, любого количества измерений.

    Однако не все логические законы представляют собой эмпирические обобщения "материальный" аспект логики. В любой логике имеются васильева, делающие возможным само рассуждение "формальный" аспект логики. Разграничение "формального" и "материального" аспектов в логике предполагает разграничение двух формулировок закона не противоречия.

    Одно дело, когда закон не противоречия запрещает одновременное реферат воображаемая двух несовместимых признаков предмета, а другое - когда он гласит, что одно и то же суждение не может одновременно быть истинным и ложным.

    Первое можно отбросить, как это и делается в воображаемой логике, а второе сохраняет лауреаты нобелевской премии по экономике доклад для любой мыслимой логической системы его Васильев предложил назвать законом абсолютного разграничения истины и лжи, или законом несамопротиворечия.

    Минимум логических законов, необходимых для логического рассуждения, реферат воображаемая логика васильева металогику - науку о структурах, общих для всех мыслимых логик. Обладают ли эти положения какой-либо познавательной ценностью логика же они представляют собой всего лишь плод логически изощренного ума? Вот какой вопрос волновал собравшихся на заседании Казанского физико-математического общества, "призрак" этого вопроса так или иначе, в явной или неявной форме находился на заднем плане чуть ли не всех выступлений по докладу Васильева, в которых порой проскальзывало то чувство удивления, то недоумения, то недопонимания, или даже скрытого протеста.

    Однако почти все слушатели отдавали отчет в том, что, в сущности, Васильев является автором "логического открытия". В последующих своих работах " Воображаемая неаристотелева логика " Васильев ], " Логика и металогика " [Васильев - ], опубликованных в - гг. Логик может быть много, смешным самомнением мне представляется убеждение, что все мыслящие существа связаны логикой Аристотеля" [Васильев25].

    Васильев постоянно подчеркивал эвристические параллели между воображаемой логикой и неевклидовой геометрией. Факт открытия Лобачевским неевклидовой геометрии не просто вдохновлял ученого на открытие неаристотелевой логики. Васильев подчеркивал, что "воображаемая логика построена методом воображаемой геометрии Осознавая глубокую органическую связь между математикой и логикой, Васильев настойчиво пополняет математические знания.

    Кроме того, он "основательно" занимается математической логикой, реферат воображаемая логика васильева, которую изучает по трудам Э.

    Шредера и Б.

    Занятия психологией позволили Н. Один из сыновей В. Крупный механик и математик профессор Д. Васильев являлся депутатом Первой Государственной Думы, членом Государственного Совета от академии наук и университетов, членом ЦК партии конституционных демократов.

    Вслед за Д. Гильбертом, посвятившим основаниям геометрии фундаментальный труд, Васильев обращал внимание на важность изучения оснований логики. Однако в г. Они и явились последней и единственной на иностранном языке научной публикацией ученого. Чтобы полнее осознать величие идей новой страницы в развитии логики, впервые приоткрытой Н. Васильевым, начнем несколько издалека. Место логики в развитии научного познания особое.

    Оно определяется тем, что именно в логике находятся корни и конечные основания научной рациональности, незримо присутствующей на заднем фоне любой исследовательской программы и конструкции. Так, базисные принципы аристотелевой логики задавали общие контуры построения и развития не только, конечно, математической, но и любой теоретической системы, в той или иной степени связанной с математикой.

    В случае физико-математического знания в торговле курсовая работа присутствия логических принципов и предписаний более очевидны, нежели, например, в гуманитарных областях знания, но и в последних они, безусловно, играют роль своеобразных строительных лесов научных концепций.

    Логика, вслед за геометрией, оказалась одной из первых наук, которую затронули неклассические тенденции. Неклассические логики строятся с целью расширить возможности классической логики например, модальная логика или же они могут логика васильева альтернативными системами по отношению к классической логике то есть отвергать те или иные основополагающие принципы классической логики. Так, интуиционистская, а также близко родственная ей конструктивистская, логика строятся путем отказа от ряда важнейших положений классической логики - закона исключенного третьего и снятия двойного отрицания.

    Однако логика васильева всего в отрицании принципов классической логики идет так называемая паранепротиворечивая [5] логика, - пожалуй, самый необычный, даже можно сказать, революционный класс альтернативных классических логик. Революционный потому, что в них отвергается на предметном уровне стержневой принцип классической логики, математики и классической науки в целом - принцип непротиворечивости теоретических систем, закрепленный в законе не противоречия, прерогатива формулировки которого принадлежит Аристотелевой логике.

    Недопустимость двух утверждений в рамках одной системы, одно из которых является отрицанием другого, - даже не идеал, а норма любой, включая, конечно, логику и математику, классической системы знания и, строго говоря, некоторых, относимых к логика васильева например, интуиционистских теорий.

    Если система противоречива, то в ней выводимо "все, что угодно", то есть она тривиальна. Для классических систем свойства противоречивости и тривиальности совпадают реферат воображаемая, стало быть, противоречивые системы были неприемлемы для классической науки.

    Только в конце - начале х гг. Классическая логика и математика вынуждены ограничивать выразительные возможности своих языков из-за потенциальной опасности внутренних противоречий, парадоксов. Крайние формы таких ограничительных тенденций ведут к потере ряда традиционных разделов математики как, например, в интуиционизме.

    Можно сказать, что само стремление построить непременно непротиворечивую систему является своего рода ограничением, реферат воображаемая логика васильева сторона которого - феномен недоказуемости свойства непротиворечивости системы ее внутренними свойствами, выраженными теоремами Гёделя.

    А между тем именно стремление доказать формальную непротиворечивость и являлось главным побудительным мотивом ограничительной тенденции. Отсюда вытекает, что непротиворечивость - вовсе не обязательное свойство теоретической системы.

    Главное, чтобы она была нетривиальной, то есть не все суждения, сформулированные на ее языке, были равно доказуемыми. Паранепротиворечивая логика и предназначена для изучения противоречивых, но нетривиальных систем. В ней существенно ослабляется связь между доказуемостью и истинностью, а принцип не выводимости из посторонних посылок имеет более фундаментальный характер по отношению к принципу не противоречия.

    Построены паранепротиворечивые теории множеств, моделей, алгебраических систем. Появились серьезные и многообещающие исследования в русле паранепротиворечивого подхода к проблемам искусственного интеллекта, экспертных систем и теоретического программирования.

    Трудно себе представить, что еще в начале века были высказаны идеи, которые ныне руководят развитием в высшей степени нетрадиционных разделов современной математической логики. Идеи, связанные с критикой еще в г. Васильева тем, кто предвосхитил рождение еще одной альтернативной классической логики - интуиционистской.

    Кроме того, благодаря введению новых классов суждений и, соответственно, значений истинностиего принято считать одним из родоначальников логики, расширяющей возможности классической, - многозначной. На фоне продолжительного забвения работ Васильева знаменателен " Отзыв на работу по математической логике Н. Васильева ", который был дан в г. Он, в частности, реферат воображаемая логика васильева, что "работы Н.

    Васильева по логике имеют большое значение в отношении исследования принципов мышления вообще, но Васильева получили самую высокую важность вследствие новых течений в математике имеются в виду интуиционизм и эффективизм, близкие ему темы курсовых работ географии духу. Идеи Н. Васильева удивительным образом совпадают с новейшими усилиями, к которым должны прибегнуть математики силою вещей" см.

    Идейное богатство воображаемой логики раскрывалось постепенно. Сначала привлекло внимание то ее содержание, которое было связано с расширением числа значений истинности. Мальцев, - реферат воображаемая логика васильева изучению алгебраических структур, возникающих в математической логике. Работа этого рода в России была начата в Казанском университете Уже после смерти П. Порецкого Казанский университет снова стал родиной новой яркой идеи - идеи многозначных логик, выдвинутой Н.

    Разработка идеи многозначных логик логика к -измерений в терминологии Васильева была тесно сопряжена с отказом от закона исключенного третьего, на что и обратил внимание Н. Заметим, что критика этого закона проводилась Васильевым почти одновременно с родоначальником интуиционизма, выдающимся голландским математиком Л.

    Брауэром и уж, разумеется, совершенно независимо от. По замыслу Н. Васильева, воображаемая логика представляла собой систему, свободную от действия закона не противоречия.

    Васильев может считаться предшественником неклассических логик, построенных для исследования противоречивых, но нетривиальных теорий", - подчеркивала Аида Арруда, видный латино-американский логик [Арруда4].

    Высказывается мнение [Смирнов ], что Н. Васильев является провозвестником и совершенно особого класса логики - многомерной логики. Заслуживает упоминания также тот факт, что способность паранепротиворечивой логики адекватно отображать противоречивые ситуации пробудило серьезный интерес многих ученых-логиков к диалектике cм. Ряд австралийских логиков и философов начиная с Р.