Проблема познаваемости мира обществознание реферат

    Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. Восприятие дает целостный совокупность свойств образ предмета; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. По вопросу о критерии истины в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Сократ человек.

    Следует опасаться слепой веры в добытое, наличное знание. Человеческое познание неизбежно включает элементы сомнения, скептицизма. Сенсуалисты-эмпирики Т, Гоббс, Дж. Локк и др. Согласно этой сенсуалистской теории, в интеллекте нет ничего такого, чего не было бы в чувствах. Истина — дочь чувственного опыта. Рационалисты Р. Декарт, Б.

    • Согласно философу-агностику Юму, наши знания — это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире.
    • Объектом познания может стать любая реальность - природная и социальная, материальная и духовная, любой " фрагмент" той или иной реальности.
    • Важно отметить, что агностические концепции появляются не только из примитивного нигилизма в отношении к познанию, но из столкновений человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером её отражения в сознании человека.
    • Относительность истины заключается в неполноте, условности, приблизительности и незавершенности знаний о мире.
    • Его обоснование не лишено интереса.

    Спиноза, Г. Лейбниц и др. Источник всякого достоверного, необходимого и всеобщего знания — разум, интеллект. Истины физики и математики не являются суммированием чувственного опыта.

    Вывести научный разум из чувств — значит фактически уничтожить его, поскольку всеобщая достоверность сведется к чувственным частностям. Философы-конструктивисты Фихте, КогенГуссерль полагали, что познавать предметы — это мысленно конструировать их, исходя из определенных принципов или идеальных сущностей. Но в этом случае объективное познание вещей подменяется субъективным, зависящим от организации нашего сознания.

    Интуитивистская теория познания А. Бергсон, Н. Лосский, С. Франк и др. Интуиция — это быстрое постижение истины, видение ее " очами разума" без обращения к доказательствам и опыту. Прагматическая теория познания Джемс, Дьюи считает любое знание, истину средством, инструментом разрешения проблематичной, практической ситуации. Религиозно-философская теория познания считает источником знания, носителем истины Бога, в основном занимается богопознанием через косвенные доказательства и "свидетельства" присутствия Бога в вещах.

    Сенсуализм, рационализм, прагматизм, теология и интуитивизм рассматривают человеческое познание внеисторически. Гегель, Маркс, представители "исторического материализма" видели задачи гносеологии в осмыслении и обобщении всего опыта человеческого познания, который носит исторический характер.

    Они придерживались социально-исторической теории познания. Современная теория познания не может быть односторонним учением о познании мира, не должна путаться в дилеммах типа "все знание из опыта" и " все знание проблема познаваемости мира обществознание реферат разума", а должна синтезировать все рационально-истинное в различных теориях, строить диалектическую теорию познания. В человек из сычуани рецензии и идеалистических учениях по-разному решается вопрос об источнике знания.

    Философы-материалисты считают, что наши знания, наши идеи — это снимки, копии вещей, действительности; содержание наших знаний как бы " вычерпывается" из самих объектов, существующих вне и независимо от нашего сознания и процесса познания. Идеалисты, напротив, считают, что знание о мире создается творческой разумной, интуитивной и т.

    Такие диаметрально проблема познаваемости мира обществознание реферат суждения об источнике нашего знания связаны с противопоставлением материи и сознания, бытия и мышления, отражения и творчества. Гносеология, построенная на оппозиции перечисленных начал, вряд ли способна дать убедительную теорию познания, правильно решить вопрос об источнике человеческого познания. Да, источником наших знаний является мир, но не как "голое" материальное образование, а как осмысленная реальность.

    Обществознание 10 класс. Проблема познаваемости мира

    Наше знание, наши идеи — не только результат отраженияно и творчества. Человек не мог взять "напрямую" из природы идею лука, паровой машины, реактивного самолета или атомной электростанции. В человеческом познании есть немало творчески-конструктивных элементов.

    Человек познает не " вещь в себе", не мир " сам по себе", а мир, как приспособленный для материализации проблема познаваемости мира обществознание реферат целей, смыслов и идеалов.

    В структуре познания обычно выделяют объект и субъект познанияцель и результат познания, средства и уровни познания, критерий истины и, естественно, сам процесс познания, т. Следует не забывать, что всему познанию свойственна диалектика. Объектом познания может стать любая реальность - природная и социальная, материальная и духовная, любой " фрагмент" той или иной реальности. Мир частиц и мир живых организмов, общество и человек, Бог и совесть человека — все может быть познавательным объектом.

    Без объекта нет познания. Наши мысли — не только " наши", а касаются объективно существующих свойств и законов реального мира. Субъект познания — целесообразно действующий агент человек, коллектив, общество, человечество познания, носитель познавательных способностей.

    [TRANSLIT]

    В науке, например, субъектом познания является социально зрелый и воспитанный в определенной культуре субъект ученый, научный коллективспособный действовать по правилам научного метода и методологии. Субъект и объект познания находятся в процессе диалектического взаимодействия. В процесс познания мира объект так или иначе субъективизируется, присваивается субъектом в виде распредмеченных знаний об объекте. Человек, отправляясь в путь познания, отталкивается от добытых знаний, наличных смыслов и интерпретаций мира.

    В процессе познания происходит и объективация субъекта; последний откладывает, кристаллизует в объекте добытые новые знания, по-новому интерпретирует мир. Без субъекта нет объекта познания, как субъект познания не существует без объекта. Взаимодействие субъекта и объекта познания, как правило, весьма противоречиво.

    Конфликтуют не только идеи, теории с фактами, но сами теории, методы и методологии. Между целями и средствами познания редко достигается соответствие. В качестве средств познания могут выступать язык, категориальный аппарат, эталоны познания и такие исследовательские средства как телескоп, проблема познаваемости мира обществознание реферат, ЭВМ, ускоритель частиц и др. Результат познания — это знания, т. Знания бывают объектныето есть те, которые раскрывают структуру объекта, природных вещей, и экзистенциальные — знания, отвечающие на вопросы и проблемы человеческого существования например, о полноценности и ущербности человеческого бытия, о смысле жизни реферат защита каналов связи др.

    Знания — это познавательные результаты, удостоверенные долгим опытом познания, разумом и практикой. Общую структуру, а за одним и диалектику познания можно выразить известной ленинской формулой: " От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истиныпознания объективной реальности" В.

    В процессе познания проблема познаваемости мира обществознание реферат указанные уровни познания, повторяются циклы познания.

    4504831

    В ленинской формуле познания указан и конечный смысл познания — истина. В ходе познания мира необходимо учитывать диалектику взаимосвязь различных уровней познания: чувственного и рационального, эмпирического опытного, фактологического и теоретического.

    Философы-сенсуалисты и философы-рационалисты разрывали единую ткань человеческого познания. В действительности, наши чувства нагружены и усилены рациональными понятийными, языковыми элементами, а рациональный уровень насыщен чувственным, эмоциональным содержанием, и вообще чувства и разум пронизывают друг друга в познании.

    Нельзя без волнения чувств воспринимать такие понятия как " березка", " школа", " Россия". Даже физические понятия характеризуются определенным эмоциональным отношением. Физики называют свои частицы " странными" и " экзотическими".

    Что касается взаимосвязи эмпирического и рационального уровней, то отметим следующее. Чистых фактов в "природе" не бывает, они всегда даны в рамках той или иной теории, это всегда интерпретированные факты, эмпирия всегда теоретически нагружена.

    В тоже время теория должна и часто опирается на факты, эмпирические данные, эксперименты и научные опыты. Каждый человек вправе задать, как и Понтий Пилат 2 тыс. Но ответ на этот вопрос должен прозвучать в терминах современной философии с учетом проблема познаваемости мира обществознание реферат сложности познания окружающего мира.

    Трудность освещения этого вопроса состоит еще и в том, что не только объективный мир, но и сам человек является определенным масштабом и оценщиком истины. Нет знаний и таких истин, которые были бы независимы от проблема познаваемости мира обществознание реферат истины.

    Я учитель математики эссеАрхитектура древней руси эссеРеферат по биологии леонардо да винчи
    Как правильно оформлять приложения в рефератеДоклад про питер на английскомДоклад на тему газпромбанк

    Некоторые методологи XX века, столкнувшись со сложностью познания в современном мире, высказали радикальные сомнения в решении проблемы истины. Американский теоретик познания и методолог П. Фейерабенд рекомендует изъять истину и идеал истины из научных установок ученого и вообще познающего, руководствоваться принципов " всё дозволено".

    Но вряд ли следует сомневаться в великом предназначении понятия истины. Истина, скажем вслед за Гегелем, — великое слово и великое. Истина служит основой нашему мировоззрению, руководящим началом в познавательной, практической и духовной деятельности.

    В действительности можно говорить о нескольких формах истины :. Но вряд ли следует сомневаться в великом предназначении понятия истины. Наряду с реальным процессом познания шло и осмысление самого процесса познания, формировались различные философские теории познания.

    Истина олицетворяет торжество человеческого разума над хаосом и беспорядком. Выступающая в качестве критерия истины практика обладает всеми необходимыми для этого свойствами: обращенной к объекту и выходящей за пределы сферы знаний деятельностью; всеобщностью, поскольку, практика не ограничена деятельностью индивидуального субъекта познания; необходимой чувственной конкретностью.

    Короче говоря, практика предполагает переход от мысли к действию, к материальной действительности. При этом успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знаний, исходя из которых, эти цели ставились, а неудача - о недостоверности исходных знаний. Неправомерно утверждение и тех, кто мерилом истинности считал точность и строгость, ясность и очевидность. История не пощадила и эти взгляды: весь XX. Она представляет собой процесс, т. А это значит, что критерии практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.

    Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте реферат методы в психолингвистике содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

    В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практике, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного процесса. Истина — это соответствие мысли высказывания и действительности вещипредставление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П.

    Гольбах, Гегель. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, Ф. Бэкон, марксизм. Декарт, Проблема познаваемости мира обществознание реферат. Брентано, Э. Познание определяется как процесс получения и совершенствования знаний, деятельность людей по открытию понятий, схем, образов, концепций, облегчающих воспроизводство и совершенствующих их бытие и самосохранение.

    Сущность процесса познания заключается в актуализации наследственной информации. Под знанием понимается результат процесса познания, закрепленный в культуре и готовый к использованию, который согласован с законами природы. Познание — это душевная деятельность, результатом которой получается проблема познаваемости мира обществознание реферат явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности.

    Познание слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий идей и суждений. Основные вопросы теории познания гносеологии заключается в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания познания. Главнейшие направления теории познания:. Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.

    Проблема познаваемости мира обществознание реферат 9086

    Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Лекторский В. Лекторского, Т. Данильян О. Данилевский, В. Антипенко З. Плохо Средне Хорошо Отлично. Банк рефератов содержит более тысяч рефератовкурсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам: истории, психологии, экономике, менеджменту, философии, праву, экологии.

    А также изложения, сочинения по литературе, отчеты по практике, топики по английскому. Всего работ: Реферат: Проблема познаваемости мира 3 Название: Проблема познаваемости мира 3 Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат Добавлен 26 июня Похожие проблема познаваемости мира обществознание реферат Просмотров: Комментариев: 12 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.

    Реферат: Проблема познаваемости мира 3

    Введение На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм, иррационализм Познание - сложное и многоплановое процессуальное образование.

    Проблема познаваемости мира обществознание реферат обычно в нем выделяют две части, две ступени: чувственную и рациональную Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и получаемые по аналогии. Проблема объективизации истины. Современные теории истины. Критерии истины Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с. Теории истины концепции истиныдающие определение истине: - Корреспондентная классическая теория.

    Гольбах, Гегель - Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения Пуанкаре, Карнап, К. Поппер - Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм - Авторитарная концепция. Бэкон, марксизм - Теория истины как очевидности.

    Гуссерль - Теория истины как опытной подтверждаемости. Отправить на оценку.

    В ленинской формуле познания указан и конечный смысл познания — истина. Понятие истины в философии В лучах сознания истина предстает в живой форме знания. Сартра и др.

    А пока, чтобы не терять время, заполните контактные данные: Имя: Укажите имя. E-mail: Электронный адрес имеет некорректный формат. Забыл пароль? Регистрация прошла успешно. Культура и цивилизация. Концепция человека Сёрена Кьеркегора Сознание, его происхождение и сущность Поварнин Сергей Иннокентьевич Бюрократия как система управления. Тема: Философия безопасности Чаадаев П. Апология сумасшедшего навыбор предмет и актуальные проблемы современной философии науки Происхождение морали по Ф.

    Ницше 1. Эволюционный метод в социально-гуманитарных науках. Ильина о сопротивлении злу насилием Становление релиозно-мистических ориентаций в философских учениях позднего эллинизма Всегда соглашается на новые проблема познаваемости мира обществознание реферат, но настаивает на объяснении с точки зрения философских методов, не только формальной логикино и теории хаоса, синергетики.

    Научное познание и его специфика. Строение и динамика научного знания. Эмпирический и теоретический уровни знания Проблема добра и зла в истории философии: основные пути решения. Еще нужно учитывать все требования оформления.

    Философская антропология о сущности человека Фром Эрих человек для самого себя Диалектика и ее исторические формы развития Формирование науки в Новое время на материале работ Р.

    Декарта Основные положения постмодернизма теоретический характер философского мировоззрения Тема: Проблема познаваемости мира обществознание реферат и мифология. Иммануил Кант о проблемах познания Общество как объект познания Россия и Европа, их различие как локальных цивилизаций Личность, индивид, индивидуальность Касательно реферата, в заказе указал обобщенную тему философия Фрэнсиса Бэконаее желательно сузить.

    Хотелось бы, чтобы в реферате содержалось свое мнение и оценка. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма от греч. Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о.

    Проблема познаваемости мира обществознание реферат 9997

    Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.

    Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики. Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость.