Возникновение психологии как науки доклад

    Торндайка о научении. В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела.

    В работах чеха Г. Прохазки, англичанина Ч. Белла и француза Ф. Мажанди были изучены рефлекторные механизмы жизнедеятельности человека, выделены двигательный и сенсорный отделы нервной системы. Психофизиологические и психофизические исследования Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса, Э. Вебера, Г. Фехнера способствовали формированию представления об особых закономерностях и факторах психической жизни отличных как от физиологических, так и от философских.

    Это создало предпосылки для отделения психологии от физиологии и философии и развития ее как самостоятельной научной дисциплины. С особой программой построения психологии выступил Возникновение психологии как науки доклад.

    Он разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы, высшие проявления сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса. Таким образом, в период формирования психологического знания в рамках непсихологических научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции; произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на, основе самонаблюдения; была сформулирована необходимость развития экспериментального психологического исследования.

    Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать год, в котором В. Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ — открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском возникновение психологии как науки доклад. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России — В. Бехтерев, Г. Челпанов, Н. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал.

    Благодаря усилиям Вундта в г. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, — особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Титченер, американский психолог и создатель структурной психологии, развил идеи интроспективной психологии Вундта, предложив в качестве основного метода изучения сознания метод аналитической интроспекции.

    Особенность этого метода заключалась в том, что испытуемый давал результаты самонаблюдения в терминах элементов структуры сознания, а тематика магистерских диссертаций по истории в понятиях предметов внешнего мира или стимулов. Под элементами сознания Титченер понимал ощущения, представления и простейшие чувствования, из которых, как из кирпичиков, складывалось все разнообразие душевной жизни человека.

    Доклад на тему новокузнецкЗаключение отчета по производственной практике в магазинеУправление кредитным портфелем коммерческого банка курсовая работа
    Реферат на тему искусственное и естественное освещениеДоклад о вреде никотинаПрофилактика простудных заболеваний у взрослых доклад
    Теоретические основы организационного поведения рефератШаблон титульный лист курсовой проектПубличный доклад гимназия 2 сургут

    Другой последователь Вундта — немецкий психолог и философ О. Кюльпе — основал Вюрцбургскую школу. В отличие от интроспективных методов Вундта и Титченера, в которых одновременно разворачивались собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержанием этого опыта, систематическая интроспекция Кюльпе носила ретроспективный характер: испытуемый решал предложенную задачу, а потом в подробностях описывал ход психических процессов при ее решении.

    При этом в качестве основного объекта исследования выступал сам процесс мышления, а не его результат. К концу XIX. Возникновение психологии как науки доклад это время возникли идеи создания другой психологии. В г. Одну психологию ученый назвал объяснительной, понимая под ней современную ему интроспективную психологию В.

    Другая психология, которую Возникновение психологии как науки доклад призывал создать, была названа им описательной. По замыслу автора она должна была строиться на совершенно иных основаниях и заниматься прежде всего изучением душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. При этом понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии. Введенное Дильтеем различие объяснительной и описательной психологии не потеряло своей актуальности и в наше время.

    Вопрос, к какому типу наук относится психология — естественным или гуманитарным — и по каким принципам должно строиться познание человеческой души, остается открытым.

    Интенсивное развитие экспериментальной психологии в начале XX. Изменилось и само представление о сознании: его перестали рассматривать как замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого субъекта. Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии.

    В это время возникали несколько конкурирующих концепций, каждая из которых отстаивала свою точку зрения на то, чем должна заниматься психология.

    1702219

    Автором одной из теоретических концепций, возникшей на заре XX. Его учение, названное психоанализом, получило широкую известность и оказало огромное влияние не только на дальнейшее развитие психологии, но реферат на тему на искусство, литературу, медицину, другие области научных исследований, связанные с изучением человека.

    Получив медицинское образование, Фрейд изучал природу возникновение психологии как науки доклад расстройств и способы их лечения. Шарко, Фрейд начал использовать гипноз в лечении истерических расстройств. Анализируя состояния гипнотического транса своих пациентов и эффекты постгипнотического внушения, Фрейд сосредоточил свое внимание на явлениях, скрытых от сознания человека, неосознаваемых.

    Идеи о том, что психика не ограничивается только областью осознаваемого, о том, что есть области душевной жизни недоступные сознанию человека, неосознаваемые им, высказывались задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейд сделал бессознательное предметом возникновение психологии как науки доклад. Созданный первоначально как метод лечения истерических неврозов, психоанализ в дальнейшем был распространен ученым на объяснение психической жизни здорового человека.

    Усилия И. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

    Бихевиористский подход. Американский психолог Уотсон провозгласил в г. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов обусловливание Уотсон. Любое поведение определяется своими последствиями Скиннер.

    Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого Бандура.

    Основные идеи бихевиоризма рассмотрим в следующих разделах. Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

    Основной недостаток бихевиоризма — в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности. ВертгеймераВ. Келера и К, Левинавыдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур гештальтов. Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В.

    История психологии кратко

    Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте от. Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та. Построение сложного психического образа происходит в инсайте — особом психическом акте мгновенного схватывания отношений структуры в воспринимаемом поле.

    Свои положения Гештальт психология противопоставила также бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором "слепых" двигательных проб, лишь возникновение психологии как науки доклад приводящих к успеху. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

    В начале XX. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект А.

    Адлерлибо коллективное бессознательное архетипывобравшее в себя общечеловеческий опыт К.

    Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Маслоу и К. Вопрос, к какому типу наук относится психология — естественным или гуманитарным — и по каким принципам должно строиться познание человеческой души, остается открытым. Франкл , автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые неудачи.

    Юнгопределяют психическое развитие личности. Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов.

    Неосознаваемые процессы можно разбить на два больших класса: 1 — неосознаваемые механизмы сознательных действий неосознаваемые автоматические действия и автоматизированные навыки, явления неосознаваемой установки ; 2 — неосознаваемые побудители сознательных действий именно это интенсивно исследовал Фрейд — импульсы бессознательной области психики влечения, вытесненные желания, переживания оказывают сильное влияние на действия и состояния человека, хотя человек не подозревает этого и часто сам не знает, почему он совершает то или иное действие.

    Бессознательные представления с трудом переходят в сознание, практически оставаясь неосознанными вследствие работы двух механизмов — механизмов вытеснения и сопротивления. Сознание оказывает им сопротивление, т. Поэтому бессознательные представления, имея большой энергетический заряд, прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму три формы проявления бессознательного — сновидения, ошибочные действия — оговорки, описки, возникновение психологии как науки доклад вещей, невротические симптомы.

    Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К.

    [TRANSLIT]

    Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда неофрейдисты. Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к возникновение психологии как науки доклад и самореализации Хорниобразы себя и других, сложившиеся в раннем детстве Салливенвлияния соцэкономической структуры общества Фромм.

    Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных словесных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г. ОлпортГ. Мюррей, Г. Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философиимедициныточных наук.

    Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

    ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

    Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры.

    Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи психоанализа Зигмунда Фрейда подверглись критике, развитию и расширению в различных направлениях глубинной возникновение, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер индивидуальная психология и Карл Густав Юнг аналитическая психологияа позднее неофрейдистами, такими как Эрих ФроммКарен ХорниГарри Стек СалливанЖак Лакан и др.

    Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. Психологии как и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. В Науки доклад развивается гештальтпсихология М.

    • Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;.
    • Кёлер , являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания.
    • Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека; Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента.
    • Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, — особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки.
    • Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.
    • Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний например, психосоматических.

    ВертгеймерК. КоффкаВ. Кёлерявляющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления. Разрабатываются тесты интеллекта А. БинеР. В Германии приходят к власти нацистывследствие чего многие психологи среди которых было немало евреев вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Науки доклад и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

    Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные Э. ТолменК. Халлс другой стороны Б. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, возникновение уже практически не встречается у более старших детей.

    Психологии как развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Продолжили развиваться различные направления глубинной психологии, формируются альтернативные психоанализу формы психотерапии гештальттерапия и др. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологииоснованные на марксизме.

    Краткая история развития психологии

    В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности. Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий.

    Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике. Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой метод интроспекции и описание фактов.

    Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Соответственно, Декарт и рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения. Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики. Так же механически протекают нервные процессы у человека: нервы — это возникновение психологии как науки доклад, передающие животные духи как газ или ветер.

    Итак, есть простая схема, описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описывает животное и рецензия на пушкина пиковая В чем заключаются основные различия между научным и ненаучным психологическим знанием? В чем особенности психологии как самостоятельной науки? Что является предметом психологического познания? Каковы основные методы исследования в психологии? Каково место психологии в структуре современной науки?

    Гиппеирейтер Ю. Введение в общую психологию: Курс лекций. Годфруа Ж. Что такое психология. М, Нуркова В.

    Психология: Учебник. Ананьев Б. Человек как предмет познания. Слободчиков В. И; Исаев Е.

    Возникновение психологии как науки доклад 8110

    Психология человека М, Особенности психологии как науки. Содержание темы. Предмет и основные принципы психологии. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования; Принцип единства сознания и деятельности.

    Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план; принцип развития. Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые возникновение психологии как науки доклад, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

    Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части.

    Методы психологии. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение; В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не возникновение психологии как науки доклад В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях; В зависимости от целей: целенаправленное и случайное.

    Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей; В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное.

    При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса; В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода: Исследователь сам вызывает изучаемое им явление возникновение психологии как науки доклад в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

    Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека; Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Лазурскому; Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.

    Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры; констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств. Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные: Беседа интервью — получение информации в как правильно рецензии непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы возникновение психологии как науки доклад имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы; Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи.

    Возникновение психологии как науки доклад 1898

    Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется; Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности.

    Структура современной психологии. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; Во-вторых, развитие самой науки, возникновение психологии как науки доклад методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

    Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.

    Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом; этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т. Место психологии в системе научного познания. В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции— вид Homo sapiens: Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости; основная производительная сила общества — субъект труда; возникновение психологии как науки доклад познания, коммуникации, управления и воспитания.

    Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда .